С помощью трансильванского католического клира Габсбурги пытались навязать лахам церковную унию. В 1697 и 1698 гг. усилиями иезуитов В поддержке Вены состоялись два собора влашского духовенства, признавшие унию.
Император Леопольд дипломами 1699 и 1701 гг. провозгласил привилегии униатов и их равноправие с католиками.
Однако эти акты остались на бумаге, встретив сопротивление трансильванского дворянства.
Унию приняла значительная часть влашского духовенства, но распространить ее на массы влахов-крестьян не удалось. В надежде получить привилегии для себя и добиться равноправия для соотечественников, унию поддерживала влашская интеллигенция.
Так, известный просветитель униатский митрополит И. Мику-Клайн выступал за превращение влахов в «четвертую нацию». Эти стремления наталкивались на жестокое противодействие венгерских дворян и саксонской буржуазии.
Решением Государственного собрания 1744 г. привилегированное положение признавалось только за униатами из влашской знати. Православная церковь Трансильвании трудные времена.
С 1697 г. она не имела своего митрополита.
В ее судьбе большую роль сыграло покровительство России православию в Юго-Восточной Европе. Под влиянием императрицы Елизаветы Петровны Мария Терезия вынуждена была официально признать православную церковь в Трансильвании и ее право иметь собственного главу.
Несмотря на это, православие продолжало оставаться здесь «терпимой» религией. С конца XVIII в. растет национальное самосознание влахов.
Возникают объективные предпосылки для превращения в последующем влашского населения Трансильвании в часть румынской буржуазной нации. Кризис феодализма и зарождение капиталистических отношений, расширение торговли способствовали сближению трансильванских влахов с населением Дунайских княжеств.