Платный проезд в Украине: с каких машин хотят брать деньги

«Укравтодор» предлагает брать плату с владельцев грузовиков за пользование дорогами и в Раде уже зарегистрировали два законопроекта, согласно которым дополнительное финансирование направят на поддержание состояния дорог.

Деньги будут брать со всех грузовиков тяжелее 12 тонн, собирать оплату – через спутниковые технологии (систем GNSS). На дорогах установят оборудование – оно будет считывать информацию со специальных устройств, которыми должны быть оснащены грузовики весом более 12 тонн. За нарушение норм перевозчику грозит штраф – 8500 грн, отдельно еще оштрафуют водителя на 3220 грн, а за повторное нарушение – 6460 грн.

Какой именно будет тариф, пропишут в отдельном порядке после того, как в законодательство внесут изменения. Будут указаны максимальный размер оплаты, градация тарифов, перечень дорог, за проезд по которым придется платить.

Авторы законопроекта подсчитали, что если средний тариф будет 1-3 грн/км, то дополнительные поступления составят 9 млрд грн. Это из расчета, что в Украине 1,5 млн грузовиков, не учитывая иностранные. Точная цифра будет зависеть от того, на каких дорогах будет взиматься оплата и по какому тарифу.

Чтобы собирать деньги, создадут отдельную структуру. В законопроекте говорится, что это может быть как государственное, так и частное предприятие, которое будет работать в условиях государственно-частного партнерства.

Если депутаты примут законопроект, то он вступит в силу с 1 января следующего года. Правда, по законопроекту №3544 до конца 2023 года он будет распространяться только на иностранных перевозчиков. Потом новшество коснется и украинских грузовиков. Второй проект – №3545 – предполагает платный проезд сразу для всех грузовиков весом более 12 тонн.

«В европейских странах оплата – для всех перевозчиков. Идея о поддержке национальных перевозчиков имеет право быть, особенно после длительного карантина. Этот вопрос сейчас обсуждается. Мы обсуждали его с нашими перевозчиками – они готовы платить, если в итоге это даст качественные дороги», – отмечает директор Государственного дорожного научно-исследовательского института им. М.П. Шульгина Артем Безуглый.

Плата будет взиматься за проезд грузовиков на дорогах общего пользования, отмечает эксперт. Это не относится к концессионным дорогам или грузовикам с перевесом.

«Норма будет касаться всех транспортных средств весом более 12 тонн. Это делается исключительно для пополнения Дорожного фонда. В будущем эта цифра может меняться. В Германии сначала плату взимали с грузовиков весом более 12 тонн, потом снизили до 3 тонн, и они таким образом развивают свою сеть дорог», – отмечает Безуглый.

Однако ограничения по весу останутся. Сейчас допустимый вес грузовика – 40 тонн. Если вес транспортного средства более 40 тонн, надо платить штраф. По факту у нас система весового контроля сейчас не работает, но «Укравтодор» и Укртрансбезопасности делают ставку на комплексы весового контроля Weight-in-Motion (WiM). Пока они установлены на въездах в Киев. WiM позволяет взвешивать транспорт автоматически во время движения. В будущем при нарушении габаритно-весовых ограничений собственнику автомобиля будет приходить штраф по адресу регистрации. Статистика по Киеву показывает, что 40% грузовиков въезжают в столицу с перегрузом.

Так, в этом году 23 комплекса WiM установят в 15 областях. Ну, а пока в «Укравтодоре» предлагают перевозчикам присоединиться к меморандуму «Лига WiM», который берет обещание с перевозчиков, что те не будут нарушать габаритно-весовые ограничения.