На топливо для автомобилей хотят ввести высокие пошлины

В карман рядового автомобилиста опять хотят залезть. И не только в карман автомобилистов, но и всех украинцев, так как речь идет о значительном повышении цены топлива, которая, как известно, присутствует в цене любого товара или услуги.

На этот раз инициаторами стали украинские госструктуры, занимающиеся добычей нефти и газа и производством нефтепродуктов. Они предложили ввести пошлины на импортные дизельное топливо и сжиженный автомобильный газ.

История с повышением пошлин началась еще зимой, когда «Укртатнафта», «Укрнафта» и примкнувшая к ним «Укргаздобыча» подали совместное заявление-жалобу в Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) при Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства с требованиями провести антисубсидиарное расследование. И по его результатам ввести пошлину на импорт дизельного топлива и сжиженного автомобильного газа из РФ.

Компании хотят, чтобы ввели импортные пошлины в размере 8,46% в этом году с последующим увеличением их каждый год – до 25,4% с 2024 года. Основным доводом производителей является демпинг со стороны российских экспортеров благодаря государственной поддержке. Окончательное решение о повышении пошлин принимает Кабмин, если МКМТ рекомендует их поднять. Если не рекомендует, то вопрос на заседание правительства не выносится.

О попытке повышения пошлин на топливо также читайте в материале «На топливном рынке Украины разгорается скандал из-за пошлин: что будет с ценами».

На днях МКМТ должна была вынести свое решение по жалобе, и оно, по имеющейся информации, было отрицательным – в жалобе отказать как безосновательной. Подробные аргументы, подкрепленные расчетами и выводами экспертов, – ниже. Но вкратце – заявление направлено на дальнейшее снижение конкуренции на украинском рынке нефтепродуктов, усиление на нем позиций группы «Приват», контролируемой одним известным олигархом.

Лоббистам олигарха, среди которых были народные депутаты, удалось, подключив СМИ, заблокировать вынесение решения Межведомственной комиссией об отказе во введении пошлин и проведении расследования.

На членов комиссии (уровень – заместители министров, госсекретари, которые понимают подоплеку проблемы) навесили ярлык «пособников оккупантов» и «защитников страны-агрессора». Это сработало, принятие решения отложили.

У специалистов есть веские основания полагать, что под ура-патриотическими лозунгами возможно продавливание другого решения – ввести пошлины. Теперь слово цифрам и экспертам рынка нефтепродуктов.

Что сейчас происходит на рынке
Как разъяснил нам директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, Украина остается импортозависимой страной: в 2019 году импорт дизтоплива составил 88% в национальном балансе, сжиженного газа — 78,5%.

«Требования закрыть рынок лоббируются весьма глупо, путем придумывания фейков, например, о демпинге российских НПЗ, – констатировал Сергей Куюн. – Между тем цифры говорят о другом: таможенные цены на российское дизтопливо в 2017—2019 гг. были выше мировых: в 2017 году на 16 долл./т, в 2018-м — на 22 долл./т, в 2019-м — на 27 долл./т. В случае, если бы закупочные цены были ниже мировых, вот это был бы демпинг».

Ныне украинские компании обеспечивают всего 14% рынка дизтоплива – это 1 млн т. Дизельное топливо, выпускаемое кременчугской «Укртатнафтой», востребовано в Украине, но его не хватает. «Укртатнафта» имеет планы по увеличению переработки нефти в 1,5 раза — с 3−3,5 млн т до 5 млн т. Однако сроки пока неясны, нужны дополнительные работы и серьезные инвестиции для восстановления мощностей.

Не лучше и ситуация со сжиженным газом: своего по-прежнему недостаточно, приходится покупать с переплатой.

Что будет, если ввести пошлины
Результатом введения пошлин на российские дизтопливо и сжиженный газ станет повышение цен на ДТ на внутреннем рынке и увеличение затрат потребителей, уверены эксперты рынка нефтепродуктов. Уже при пошлине 8,46% на ДТ из России его импорт прекратится. В таком случае где мы возьмем 2,5 млн т дизтоплива, которое сейчас покупаем в РФ? Прежде всего, в Беларуси, где его делают из российской нефти. То есть «патриотично» будем стимулировать поставки не российских нефтепродуктов, а российской нефти. Доля белорусского импорта вырастет с нынешних 35% до 60% украинского рынка.

Не вызывает сомнений, что белорусы цену снова поднимут. В прошлом году подняли, как только была введена 3,75%-ная спецпошлина на трубопроводные поставки дизтоплива из России. Это автоматически перешло на стелы АЗС. Пострадали не российские трейдеры, а украинские потребители дизтоплива, включая Минобороны, «Укрзализныцю» и обычных граждан. Неужели Кабмин снова хочет наступить на те же грабли?

Нужно понимать, что если подорожает импортируемое из России ДТ, то ДТ украинского производства и импортируемое не из России тоже поднимется в цене, подтянувшись до цены импорта из РФ. Это приведет к дополнительному всплеску инфляции.

Введение пошлин на российский сжиженный газ вплоть до предлагаемых 25% от стоимости не будет иметь для рынка никаких последствий, кроме пропорционального роста цены в рознице. Система поставок останется прежней из-за отсутствия альтернативы российскому импорту. При этом цены на автогаз и так растут «семимильными шагами».

«С учетом высокой импортозависимости в Украине выстроена единственно правильная система снабжения нефтепродуктами: рынок максимально открыт, обеспечена повышенная конкуренция между внешними и внутренними поставщиками, и это гарантирует оптимальную цену. Предложенное введение пошлин разрушит эту конструкцию, приведет к росту цен и повысит риски сбоев в обеспечении топливом», — считает Сергей Куюн.

Зачем это «Привату»?
Монополизация поставок и, как следствие, рост цен на нефтепродукты — это кратко о реализуемой приватовцами программе.

Сергей Куюн напомнил, что Кременчуг по мощности может сам закрыть все потребности страны в моторных топливах. Но для этого надо инвестировать. Однако намного проще заработать денег, ничего не вложив, а подняв цены для потребителей.

Конкуренция на топливном рынке Украины сейчас очень слабая – импортное ДТ продается в Украину с дополнительной наценкой в 20 долл./т по сравнению с другими странами. А в случае введения импортной пошлины эта наценка будет еще на 70 долл./т выше. Все это ради того, чтобы контролируемый группой «Приват» Кременчугский НПЗ мог еще больше зарабатывать.

Что потеряют от пошлин государство и потребители
Последствием для государства и для потребителей будет общее удорожание непосредственно топлива на 11 млрд грн. в этом году. По оценкам «А-95», только на первом этапе введения пошлин рост цен на дизтопливо составит минимум 1,1 грн/л, на сжиженный газ — 0,55 грн/л. Так как топливная составляющая есть в любой продукции и услуге, общие дополнительные затраты предприятий и граждан только в этом году составят около 40 млрд грн.

Государство и люди потеряют эти деньги, а кое-кто всем известный получит сверхприбыль за счет дополнительных расходов государства и граждан.

Удар под дых аграриям и обороне
Потребление дизтоплива в Украине – 7 млн т, импортируемое из России ДТ составляет 36%, или более 2,5 млн. т. Основные потребители: население, армия, сельхозпроизводители, транспортные компании. Это те, кто пострадают, если будет введена импортная пошлина на ДТ.

Сильный удар придется на незащищенные слои населения, которые пользуются экономичными автомобилями на дизтопливе. А также на малый и средний бизнес, который и без того находится в критическом положении из-за карантинных ограничений.

Техника украинской армии работает на дизтопливе, его подорожание приведет к тому, что из госбюджета, который недополучает плановые доходы из-за карантина, придется платить дополнительные деньги, дабы армейская техника могла работать, а наши военные – противостоять стране-агрессору. Поэтому повышение пошлин – это удар по обороноспособности страны.

Из отраслей экономики особенно сложно придется аграриям, а Украина весьма зависит от объемов экспорта сельхозпродукции. Из-за повышения расходов на дизтопливо наша агропродукция станет неконкурентоспособной на внешних рынках. Агроэкспорт упадет, резко сократится поступление валюты в страну. Из-за этого девальвирует гривня и вырастет инфляция.

Не первый раз
Заметим, что попытка добиться преференций себе за счет всех остальных – далеко не первая со стороны гурппы «Приват».

В марте 2018 года «Укртатнафта» подавала в Минэкономики заявление с требованием ввести ограничения на импорт нефтепродуктов. Заявление не было принято.

В августе 2019 года была введена импортная пошлина на трубопроводные поставки ДТ из России, последствием чего стал рост его цены на внутреннем рынке Украины.

В декабре 2019 года «Укртатнафта» предлагала поднять акциз на сжиженный газ. Соответствующую правку в законопроект №2317 вносила депутат Василевская-Смаглюк, ранее долгое время работавшая на телеканале «1+1». Ее инициатива предполагала рост акциза на автомобильный газ в 2,7 раза, что привело бы к росту цены на него на 5 грн/л. Тогда правка не прошла.

Группа «Приват» владеет единственным работающим нефтеперерабатывающим заводом Украины, контролирует самую большую сеть АЗС в Украине. Монопольное положение группы «Приват» на рынке обычно приводит к проблемам для потребителей. Примерами являются одновременное закрытие группой «Приват» всех своих заправок в 2014 году (попытка надавить на Кабмин). Аналогичный случай имел место в 2008 году, когда были закрыты все заправки группы «Приват» в Днепропетровской области.

В 2018 году входящее в группу «Приват» предприятие «Днепроазот» остановило производство жидкого хлора, являясь его монопольным производителем в Украине, что поставило все водоканалы страны на грань остановки.

Теперь снова группа «Приват» пытается усилить свое монопольное положение на рынке нефтепродуктов.