Культура Возрождения

В XV-XVI вв. в Трансильванию проникает культура Возрождения с ее гуманистическими идеями. Центрами этой культуры становятся епископские кафедры в Алба-Юлпн и Орадя, а затем и княжеский двор; возрастает интерес к римским древностям, сохранившимся на землях бывшей римской провинции Дакия. Видным трансильванским гуманистом XVI в. был потомок выходцев из Валахии, принявших католичество, Миклош Олах.

Он имел связи с известными представителями европейского гуманизма, в том числе с Эразмом Роттердамским.

Широкая образованность и эрудиция отличали его труды «Хунгария» и «Хроника». В XVI в. культура Возрождения становится достоянием городского патрициата и зажиточных горожан Трансильвании.

Этому способствовали распространение идей Реформации, развитие типографского дела, проникновение народных языков в литературу и делопроизводство. В середине XVI в. начинается употребление в делопроизводстве венгерского и немецкого языков.

Румынский язык применялся в переписке уже в конце XV в. Проникновению в литературу романоязычных произведений, имевших большое значение для формирования румынского литературного языка, способствовала издательская деятельность в XVI в. Иоанна Хонтеруса и дьякона Кореей, а также выпуск в 1648 г. митрополитом Семеном Штефаном первого полного перевода Нового завета.

Реформационное движение вызвало борьбу различных религиозных течений.

В ходе этой борьбы важная роль придавалась приобщению масс к той или иной идеологии, что, в свою очередь, оказывало влияние на расширение образования.

Росло число школ, в том числе и для влахов.

13 1699 г. вышел в свет первый романоязычный букварь. В Алба-Юлии было основано первое высшее учебное заведение в Трансильвании Академический колледж.