В конце XVIII в. появляются первые периодические издания на венгерском и немецком языках. Так, с 1789 г. стал выходить «Трансильванский венгерский вестник». В последней четверти XVIII в. в Трансильвании начал действовать постоянный театр, все более превращавшийся в очаг распространения культуры.
В Сибиу на средства издателя Мартина Хохмейстера было сооружено здание театра, где шли пьесы Шиллера, Мольера, Шекспира, Гёте. Театры были основаны также в Клуже, Брашове и других городах.
Развивалась и музыкальная культура. В епископии Оради окестры и хоры исполняли религиозные оратории.
В известного любителя искусств барона Брюкенталя часто давались концерты камерной и симфонической музыки.
В 1787-1789 гг. им была открыта картинная галерея, способствовавшая пазвитию светской живописи.
В Сибиу сформировалась трансильванская школа портретной живописи, представленная И. Стоком (1742-1800), А. Вагнером (1766-1806). В архитектуре и скульптуре Трансильвании второй половины начала XIX в. преобладал стиль барокко.
Но с конца XVIII в. здесь стали проявляться черты классицизма.
Так, сочетание стиля барокко с элементами классицизма характерно для архитектуры дворца Брюкенталя в Сибиу, построенного в 1778-1785 гг. Присутствие черт классицизма наряду с барокко наблюдалось и в скульптуре рассматриваемого времени. Примером может служить внутреннее и внешнее оформление трансильванских церквей.
В Валашском и Молдавском княжествах просветительство, испытывая влияние «трансильванской школы», также носило реформистский характер. Его идеологи видели в просвещении, в развитии культуры на родном языке средство преодоления социальной отсталости и построения общества, свободного от угнетения.
Многосторонняя деятельность таких видных просветителей Валахии, как Г. Лазэр, Е. Потека, Д. Голеску, была направлена на распространение культуры и образования в княжестве.