Практика шахтного строительства в Кузбассе

Неприемлемость такого решения подтвердилась многочисленными примерами как на строящихся, так и на действующих шахтах. На шахте «Березовская» № 1 заасфальтированные дороги уже через год после сдачи шахты в эксплуатацию покрылись размытым грунтом настолько, что на ряде участков полностью сравнялись с прилегающими площадками и практически перестали существовать. На строящейся шахте «Карагайлинская» № 1-2 проложенные в начальный период заглубленные дороги с асфальтовым покрытием после каждого дождя приходится очищать от грязи, что требует больших затрат труда и денежных средств.

Поэтому в качестве основного решения надо принять устройство проездов полевого типа, поднятых над общим уровнем площадки. Такое решение несколько осложняет водоотлив в местах пересечения дорог, однако его преимущество с точки зрения снижения эксплуатационных затрат и долговечности дорожного полотна очевидно.

Почти все строящиеся шахты и другие предприятия угольной промышленности в Кузбассе находятся в местах, где нет действующих районных водопроводов и источников водоснабжения, поэтому в последнее время с самого начала строительства и до его окончания потребность строительной площадки в воде почти всегда приходится обеспечивать за счет временных источников водоснабжения. Поскольку вода в имеющихся открытых водоемах, как правило, не соответствует санитарным требованиям, временными источниками водоснабжения на стройках служат обычно артезианские скважины, пройденные до водоносных горизонтов, глубина которых от поверхности колеблется для разных районов в пределах от 60 до 150 м. Артезианские скважины в различных районах имеют дебит воды от 12-15 до 120-150 м/ч. Несмотря на сооружение временных источников водоснабжения при строительстве промышленных, жилых и других объектов шахты, внутриплощадочные водопроводные сети, как правило, выполняются постоянными.

Такое решение наиболее экономично, оно принято для большинства строящихся шахт и практически осуществлено на строительстве шахт «Карагайлинская» № 1-2, «Анжерская» № 4 и внедряется на других стройках.