Будет ли в Украине новый единый номер вызова «скорой» и полиции?

Помните, несколько лет назад нам анонсировали начало работы службы «112», которая должна была объединить в себе 4 экстренных телефона (101, 102, 103 и 104)? Так вот, кое-как эта служба уже работает, но не совсем так, как задумывалось. EtCetera расскажет подробнее.

ЧТО ЭТО? Служба «112» –это аналог американской «911» в Евросоюзе. Еще в 1991 году Еврокомиссия внесла предложение внедрить сервис в странах-членах содружества. И до 1996 года все действующие члены это сделали. В дальнейшем Швеция, Дания и Нидерланды даже отказались от отдельных номеров для вызова каждой из экстренных служб и оставили только «112».

Во-первых, это облегчает населению доступ к помощи (в том числе туристам и мигрантам, которые больше остальных испытывают трудности, сталкиваясь с чрезвычайной ситуацией в чужой стране), а во-вторых, централизует всю информацию об экстренных и чрезвычайных ситуациях.

Структурно служба состоит из центров экстренной помощи (в каждом областном центре), оперативно-диспетчерских служб и подразделений экстренной помощи. Человек звонит по единому номеру 112 (бесплатно с любого телефона), а диспетчер, который принимает вызов, переадресует вызов в ту службу, которая компетентна в данной ситуации.

ФАКТ. С 2011 года Украина представлена в Европейской ассоциации единых экстренных номеров. ЗАКОН Украины «О системе экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112» действует с 2012 года.

Тогда же был утвержден порядок функционирования системы. Законодательную базу готовили к Евро-2012, чтобы успеть запустить систему хотя бы в городах, принимавших Чемпионат Европы по футболу. А до 2014 года планировали подключить к системе всю страну. Но что-то пошло не так.

С ПЕРЕМЕННЫМ УСПЕХОМ. Служба «112» действовала во время Евро-2012 (по требованию ЕС), но позже работа была приостановлена (оборудование для нее так и не купили, хотя тендер состоялся и деньги были выделены). И только в 2015 году во Львовской области стартовал первый пилотный проект службы экстренной помощи по единому номеру.

Кроме «скорой помощи», полиции, аварийной газовой и пожарно-спасательной служб, по телефону «112» можно подать обращение в областную или районные райгосадминистрации области по поводу жилищно-коммунальных объектов. Теперь уже Министерство внутренних дел обещает все-таки довести «до ума» процесс создания службы – это предусмотрено в Стратегии развития ведомства до 2020 года.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА. Прежде всего, в финансировании. Когда вопрос организации службы обсуждался в 2011 году, называлась цифра в 650 миллионов гривен. Какой будет цена сегодня с учетом роста цен и обвала курса гривни, сложно представить. Ведь служба «112» – это система нового поколения. Ее «фишка» — в скорости и качестве обработки информации, в хранении огромных массивов данных, формировании статистики и обратной связи (возможность оповещения населения и связи с пострадавшим для контроля оказания помощи).

По идее, каждый звонящий должен отслеживаться системой, а операторы должны владеть иностранными языками. Все это требует значительных вложений, в первую очередь, в техническую составляющую службы. Кроме того, есть также проблемы координации между различными ведомствами, нестыковки в законодательстве и прочие вопросы, требующие решений.